Пятница, Апрель 26, 2024

Мониторинг качества образования

Отдел мониторинга качества образования ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации «ЮТАМЕДФАРМ» использует как основную базовую модель мониторинга количественный мониторинг, или модель «Вход и выход». 

В нашем институте мониторинг качества образования проводится в двух взаимообратных направлениях: от ИНСТИТУТА, то есть исполнителя образовательных услуг, к СЛУШАТЕЛЮ, то есть потребителю образовательных услуг, и обратно. Первое направление мониторингового исследования – от ИНСТИТУТА к СЛУШАТЕЛЮ Каждый цикл повышения квалификации в ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации «ЮТАМЕДФАРМ» начинается с входного тестового контроля, разработанного преподавателями той или иной кафедры, или курса, который дает возможность преподавателю и слушателю увидеть уровень знаний в начале обучения, определить проблемные места в некоторых разделах данной учебной программы.

Получив результаты на входе, педагоги прикладывают максимум усилий, организуя учебный процесс таким образом, чтобы результаты на выходе были намного выше в количественном выражении, чтобы гармонично сочетались теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения.

В завершении каждого цикла повышения квалификации проводится выходной тестовый контроль уровня знаний, который демонстрирует, насколько повысился первоначальный уровень знаний у каждого обучающегося, тем самым происходит соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями как преподавателей, так и слушателей.
Все данные, полученные в результате этого исследования, подвергаются количественной и качественной обработке. Отдел мониторинга использует несколько параметров, по которым происходит анализ уровня знаний у слушателей:

  • уровень знаний у городских и районных специалистов;
  • зависимость уровня знаний слушателей от стажа работы в должности;
  • зависимость уровня знаний слушателей от квалификационных категорий.

Таким образом, понятие «Мониторинг» здесь рассматривается как более широкая категория, чем просто контроль за уровнем знаний специалистов, так как включает в себя и аналитику, и диагноз, и корректировку развития образовательных программ. Второе направление - от СЛУШАТЕЛЯ к ИНСТИТУТУ, то есть от ПОТРЕБИТЕЛЯ образовательных услуг к ИСПОЛНИТЕЛЮ.

После завершения обучения на циклах повышения квалификации отдел мониторинга качества образования проводит анонимное анкетирование слушателей в целях изучения их мнений об организации и содержании циклов повышения квалификации, то есть происходит взаимообратный процесс исследования. Для этого отделом мониторинга совместно с учебно-методическим отделом института, преподавателями кафедр и курсов института были разработаны две анкеты, направленные на изучение оценки, которую выставляет потребитель образовательных услуг, то есть СЛУШАТЕЛЬ курсов, ИСПОЛНИТЕЛЮ, то есть ИНСТИТУТУ.

В первой анкете, которая называется «Преподаватель глазами слушателя», представлены пять основных критериев оценки, позволяющих достоверно и оперативно отследить состояние удовлетворенности потребителей образовательных услуг, выявить тенденции их изменений в целях принятия управленческих решений. Критерии оценки преподавательского состава:

  1. Преподаватель демонстрирует культуру речи, оптимальный темп изложения теоретического материала.
  2. Преподаватель располагает к себе манерой поведения, внешним видом.
  3. Преподаватель умеет снять напряжение в аудитории и создать благоприятный психологический климат.
  4. Преподаватель использует в процессе обучения разнообразные наглядные пособия и аудиовизуальную технику.
  5. Занятия данного преподавателя имеют практическую значимость.

Во второй анкете, которая называется «Оценка деятельности администрации», представлены два критерия, с помощью которых слушатель может выразить свою оценку деятельности некоторых административных структур института, непосредственно принимающих участие в организации циклов повышения квалификации, а именно: учебно-методическому отделу, бухгалтерии, куратору цикла. Критерии оценки деятельности администрации института: 1. Точность, правильность, оперативность в решении организационно-методических и экономико-правовых вопросов. 2. Тактичное и доброжелательное отношение к слушателям. Каждая анкета предлагает слушателю высказать свое мнение об институте, кафедре, цикле повышения квалификации.

Механизм применения балльной шкалы в системе дополнительного медицинского образования

Рейтинговый балл                                       Оценка по традиционной шкале


85 – 100 баллов                                                                                       Отлично
65 – 84   балла                                                                                          Хорошо 
50 – 64   балла                                                                      Удовлетворительно
    0 баллов                                                                         Неудовлетворительно

Оценка устных ответов слушателей


Оценка 5 (85 – 100 баллов) ставится в том случае, если слушателей показывает верное понимание изучаемого цикла, дает точное определение и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по циклу.      

Оценка 4 (65-84 балла) ставится, если ответ слушателя удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом;  если слушатель допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя-специалиста.

Оценка 3 (50 – 64 балла) ставится, если слушатель правильно понимает изучаемый цикл повышения квалификации, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении цикла, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 (0 баллов)ставится, если слушатель не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3;если слушатель не может ответить ни на один из поставленных вопросов.